ВОЗ: Для сокращения табачной эпидемии необходимы более интенсивные правительственные меры в области налогообложения
Этот доклад сосредоточен на повышении налогов на табак. Несмотря на то, что 33 страны устанавливают налоги, которые составляют более 75% розничной цены пачки сигарет, многие страны применяют очень низкие налоговые ставки. Некоторые вообще не облагают табачные изделия специальным налогом.
«Повышение налогов на табачные изделия является одним из наиболее действенных и эффективных с точки зрения затрат способов сократить потребление продуктов, которые убивают людей, хотя и приносят значительный доход», - говорит Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ. – «Я призываю все правительства к тому, чтобы увидеть факты, а не доводы промышленности, и принять один из наилучших вариантов беспроигрышной политики, имеющихся для здравоохранения».
Стратегии для поддержки осуществления мер по сокращению спроса, содержащиеся в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), такие как пакет мер “MPOWER”, за последнее десятилетие помогли спасти миллионы жизней. Пакет MPOWER был разработан в 2008 г. для содействия осуществлению правительствами шести стратегий борьбы против табака: каждая буква акронима MPOWER соответствует начальной букве названия стратегий (по-английски), направленных на ликвидацию табачной эпидемии, а именно:
- Monitor tobacco use and prevention policies (осуществляйте мониторинг употребления табака и политики профилактики),
- Protect people from tobacco smoke (защищайте людей от табачного дыма),
- Offer help to quit tobacco use (оказывайте помощь в отказе от употребления табака),
- Warn people about the dangers of tobacco (предупреждайте людей об опасностях табака),
- Enforce bans on tobacco advertising, promotion and sponsorship (применяйте запреты на рекламу, продвижение и спонсорство табака),
- Raise taxes on tobacco (повышайте налоги на табак).
Главные результаты этого доклада, финансированного организацией Bloomberg Philanthropies, включают тот факт, что повышение налогов является наименее применяемой мерой MPOWER с точки зрения охвата населения и одной из тех, которые добились наименьшего успеха с точки зрения правительственных действий, предпринятых с 2008 года. Однако к 2014 г. 11 стран повысили налоги таким образом, что они сейчас составляют более 75% розничной цены пачки сигарет, присоединившись к 22 странам, которые имели подобные высокие налоги в 2008 году.
Д-р Дуглас Бетчер, директор Департамента ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), считает, что более высокие табачные налоги и цены являются доказанными способами сокращения потребления и содействия отказу от употребления табачных изделий.
«Фактические данные из таких стран, как Китай и Франция, показывают, что более высокие цены на табачные изделия, связанные с увеличенными налогами, ведут к уменьшению распространенности курения и вреда, связанного с табаком, такого как случаи смерти в результате рака легких», - говорит д-р Бетчер.
Д-р Вера да Коста е Силва, руководитель Секретариата РКБТ ВОЗ, отмечает, что Конвенция дает правительствам политические меры для сокращения незаконной торговли табачными изделиями, уменьшения спроса и увеличения налоговых поступлений от продажи табака. Она добавляет: «Странам следует рассмотреть возможность осуществления положений Протокола по ликвидации незаконной торговли табачными изделиями для противостояния нелегальному рынку».
Налогообложение табака может также быть основным источником финансирования достижения целей устойчивого развития в период после 2015 года.
Болезни, связанные с табаком, являются самой крупной угрозой для общественного здравоохранения, с которой когда-либо сталкивался мир. Согласно оценкам, от болезней, связанных с табаком, каждые шесть секунд умирает один человек, что эквивалентно приблизительно шести миллионам человек в год. По прогнозам, к 2030 г. эта цифра увеличится до 8 миллионов человек, если не будут приняты решительные меры для борьбы с этой эпидемией.
Употребление табака является также одним из четырех основных факторов риска, которые лежат в основе глобальной эпидемии неинфекционных заболеваний – рака, сердечно-сосудистой болезни, болезни легких и диабета. В 2012 г. эти болезни явились причиной преждевременной смерти (до достижения возраста 70 лет) 16 миллионов человек, причем более 80% этих случаев приходится на страны с низким и средним уровнями дохода.
Примечание для редакторов:
1) Другие выводы пятого Доклада Всемирной организации здравоохранения о глобальной табачной эпидемии 2015 г. включают:
- 40% населения в мире (2,8 млрд. человек) охвачены по крайней мере одной мерой MPOWER на самом высоком уровне – в два раза больше стран и в три раза больше людей, охваченных в 2007 г.;
- 20% населения в мире охвачены двумя или более мерами MPOWER на самом высоком уровне – увеличивая в три раза число охваченных людей до 1,4 млрд по сравнению с 2007 г.;
- Семь стран, включая пять стран с низким и средним уровнями дохода, применили четыре меры MPOWER или более на самом высоком уровне, а именно: Бразилия, Исламская Республика Иран, Мадагаскар, Новая Зеландия, Панама, Турция и Уругвай.
2) Исследовательская модель в Китае позволяет предположить, что благодаря повышению налогов на сигареты до 75% от розничных цен - по сравнению с 40% от цены в 2010 г. – можно было бы предотвращать около 3,5 миллиона случаев смерти, вызванных курением сигарет.
Во Франции повышение налогов на табак, начавшееся в 1990-х годах, привело к трехкратному росту скорректированных на инфляцию цен на сигареты и к 2005 г. к двукратному сокращению потребления сигарет - примерно с 6 сигарет на взрослого человека в день до трех сигарет в день. Начиная с 1999 г. показатели рака легких среди мужчин в возрасте 35-44 лет во Франции снижаются.
Слишком мало правительств устанавливают надлежащие уровни налогов на сигареты и другие табачные изделия. Поэтому они лишают себя доказанной и недорогостоящей меры для сокращения спроса на табак, спасения жизней и получения средств для укрепления служб здравоохранения, согласно Докладу Всемирной организации здравоохранения 2015 г. о табачной эпидемии.