Здоровье - залог счастливой жизни

ВОЗ объявляет о чрезвычайных ответных мерах в связи с устойчивостью к противомалярийным препаратам

 

Во Всемирный день борьбы с малярией, 25 апреля, ВОЗ признает значительные достижения в области профилактики малярии и борьбы с ней, в том числе в странах с тяжелым бременем болезни в Африке к югу от Сахары, но привлекает внимание к угрозе развития устойчивости к противомалярийным препаратам в расположенном в Юго-Восточной Азии субрегионе Большого Меконга, где в настоящее время вводятся чрезвычайные ответные меры.

«На протяжении последних лет эндемичные страны, включая страны в Африке к югу от Сахары, добились значительного прогресса в уменьшении числа новых случаев заболевания малярией и смерти от нее, — заявил д-р Хироки Накатани, помощник Генерального директора ВОЗ по ВИЧ, ТБ, малярии и забытым тропическим болезням. — Но в настоящее время этому прогрессу угрожает опасность. Нас все больше и больше беспокоят признаки того, что в регионе Юго-Восточной Азии малярийный паразит становится устойчивым к некоторым препаратам, помогшим добиться такого значительного прогресса».

Устойчивость к противомалярийным препаратам

Устойчивость к противомалярийным препаратам — способность малярийных паразитов выживать, несмотря на лекарства — впервые стала глобальной проблемой в 1960-х годах, когда у паразита развилась устойчивость к хлорохину, широко используемому в то время противомалярийному препарату. Устойчивость сначала возникла в субрегионе Большого Меконга, а затем распространилась в Африку, что привело к резкому росту случаев заболевания малярией и смерти от нее, особенно среди детей.

Сегодня лекарственным выбором является основанная на артемизинине комбинированная терапия (АКТ). Устойчивость к артемизинину — основному компоненту комбинированной терапии — выявлена к настоящему времени в Камбодже, Мьянме, Таиланде и Вьетнаме. Национальные усилия по сдерживанию развития устойчивости имеют некоторое воздействие, но необходимы срочные действия для полной ликвидации устойчивых штаммов паразита и сохранения эффективности АКТ.

«Последствия широкого распространения устойчивости к препаратам артемизинина будут катастрофическими, — заявил д-р Роберт Ньюман, директор Глобальной программы ВОЗ по малярии. — Мы должны действовать сейчас, чтобы защитить Юго-Восточную Азию сегодня, а Африку к югу от Сахары завтра».

Несмотря на значительные усилия, прилагаемые для разработки новых классов противомалярийных препаратов, в ближайшее время препаратов-заменителей не появится.

Усиленные ответные меры в субрегионе Большого Меконга

«Для борьбы с лекарственной устойчивостью нам необходимы дополнительные инвестиции», — заявил д-р Марк Дайбл, Исполнительный директор Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

На специальном мероприятии, организованном Министерством здравоохранения Камбоджи, ВОЗ объявила о новых Чрезвычайных ответных мерах на устойчивость к антемизинину в Пномпене. Система чрезвычайных ответных мер основана на Глобальном плане по сдерживанию развития устойчивости к артемизинину 2011 года, а также оценке усилий по сдерживанию на сегодняшний день, проведенной многочисленными партнерами, и будет использована в качестве руководства для расширения масштабов проведения рекомендуемых ВОЗ стратегий по борьбе с этой угрозой для общественного здравоохранения.

В соответствии с этой системой, пораженные страны должны изъять из обращения противомалярийные препараты плохого качества и оральные монотерапевтические препараты на основе артемизинина, так как их использование ставит под угрозу эффективность как артемизинина, так и средств, комбинируемых с ним в качестве составных частей АКТ. По последней оценке ВОЗ за этот месяц, по меньшей мере, 31 компания в мире все еще торгует такими монотерапевтическими препаратами. В глобальных масштабах 44 страны изъяли регистрационные удостоверения на такие препараты, но в 14 странах их продажа до сих пор разрешена.

«Для нас наступил переломный момент. То, что казалось локализованной угрозой, может с легкостью выйти из-под контроля и иметь серьезные последствия для всего глобального здравоохранения, — заявил д-р Ньюман. — Для этих ответных мер потребуются значительное финансирование, политическая приверженность на высоком уровне и усиленное региональное и международное сотрудничество».

Чрезвычайные ответные меры, которые также включают создание в Пномпене регионального центра ВОЗ для поддержки усилий по сдерживанию, профинансированы Фондом Билла и Мелинды Гейтс и программой «AusAID». Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией недавно объявил о выделении 100 миллионов долларов США на борьбу с этой угрозой в течение ближайших трех лет.

Несмотря на значительное продвижение вперед, по последним оценкам ВОЗ, для проведения в полной мере мероприятий по борьбе с малярией и сдерживанию развития устойчивости в пораженных странах субрегиона Большого Меконга в 2013 – 2015 гг. потребуется дополнительно примерно 300–350 миллионов долларов США.

Потребности в области глобального финансирования борьбы с малярией

По оценкам, для обеспечения всеобщего доступа к профилактике, диагностическому тестированию и лечению малярии во всем мире в течение 2011–2020 гг. ежегодно требуется, в общей сложности, 5,1 миллиарда долларов США. Несмотря на то, что многие страны увеличили внутреннее финансирование борьбы с малярией, в 2011 году общие имеющиеся глобальные финансовые средства оценивались в 2,3 миллиарда долларов США, то есть составляли менее половины необходимых средств. Многие люди все еще не имеют доступа к профилактическим мерам, таким как противомоскитные сетки и распыление инсектицидов остаточного действия внутри помещений, и не могут пройти диагностическое тестирование и получить эффективные лекарства для лечения малярийной инфекции. Так же вызывает беспокойство недавнее снижение темпов поставок противомоскитных сеток, что реально может привести к активизации и вспышкам малярии.

Малярия является трансмиссивной болезнью, которую можно полностью предотвращать и лечить. В 2012 году передача малярии происходила в 99 странах и территориях мира, а опасность заболевания угрожала, по оценкам, 3,3 миллиарда человек. По оценкам, в 2010 году в мире произошло 219 миллионов (от 154 до 289 миллионов) случаев заболевания и 660 000 (от 490 000 до 836 000) человек, преимущественно детей в возрасте до пяти лет, умерли от этой болезни.

Примечание для редакторов

Субрегион Большого Меконга включает Вьетнам, Камбоджу, провинцию Юньнань и Гуанси-Чжуанский автономный район Китая, Лаосскую НДР, Мьянму и Таиланд. На сегодняшний день устойчивость к артемизинину выявлена в четырех странах: Вьетнаме, Камбодже, Мьянме и Таиланде.