Здоровье - залог счастливой жизни

Низкое качество медико-санитарных услуг увеличивает бремя болезней и расходы на здравоохранение во всем мире

Согласно новому совместному докладу ОЭСР, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка, низкое качество медико-санитарных услуг сдерживает прогресс в улучшении показателей здоровья в странах со всеми уровнями доходов.

На сегодняшний день во всех странах массово распространены такие явления, как постановка неточных диагнозов, ошибки при назначении лекарственных средств, проведение ненадлежащего или ненужного лечения, использование слабой или не отвечающей требованиям безопасности материально-технической базы или методов работы клинических учреждений либо отсутствие необходимой подготовки и опыта у поставщиков услуг.

Хуже всего дело обстоит в странах с низким и средним уровнем доходов, где 10 процентов госпитализируемых пациентов обречены заразиться инфекцией во время пребывания в стационаре, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель составляет семь процентов. И это несмотря на то, что внутрибольничных инфекций можно легко избежать путем более строгого соблюдения правил гигиены, усиления мер инфекционного контроля и грамотного применения противомикробных препаратов. При этом в странах с высоким уровнем доходов каждому десятому пациенту в ходе медицинского лечения наносится ущерб.

Это лишь некоторые тезисы доклада «Предоставление качественных медико-санитарных услуг — глобальное условие достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения». В докладе подчеркивается также, что болезни, связанные с медико-санитарными услугами низкого качества, влекут за собой дополнительные расходы семей и систем здравоохранения.

В деле повышения качества услуг достигнут некоторый прогресс, например, по показателям выживаемости при раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. И тем не менее совокупные экономические и социальные издержки некачественного оказания помощи, в том числе связанные с инвалидизацией, нарушениями здоровья и утратой производительности, оцениваются на уровне нескольких триллионов долларов каждый год.

«В ВОЗ мы считаем своим долгом обеспечить, чтобы люди повсеместно могли пользоваться услугами здравоохранения в любой момент и там, где они в них нуждаются, — отметил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Равным образом мы считаем своим долгом добиваться надлежащего качества этих услуг. Ведь если откровенно, всеобщий охват услугами здравоохранения невозможен без качественной помощи».

«Без качественных медико-санитарных услуг всеобщий охват услугами здравоохранения останется пустым обещанием, — подчеркивает Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа (Ángel Gurría). — Социально-экономические преимущества очевидны, и мы должны уделять значительно больше внимания инвестициям и мероприятиям, направленным на повышение качества, чтобы повысить доверие к медико-санитарным службам и обеспечить каждому доступ к высококачественным, ориентированным на нужды людей услугам здравоохранения».

«Хорошее здоровье — фундамент человеческого капитала страны, и ни одна страна не может позволить себе низкокачественное или небезопасное оказание медицинской помощи, — уверен Президент Группы Всемирного банка Джим Ен Ким (Jim Yong Kim). — Низкое качество помощи непропорциональным образом наносит ущерб бедному населению, и это не только морально неприемлемо, но и подрывает экономическую устойчивость семей и целых стран».

Из других выводов доклада складывается широкая картина проблем качества в здравоохранении по всему миру:

  • Доля случаев, когда работники здравоохранения в семи африканских странах с низким и средним уровнем доходов смогли поставить точный диагноз пациентам, варьировалась от одной трети до трех четвертей, а клинические рекомендации в отношении распространенных заболеваний соблюдались в среднем менее чем в 45 процентах случаев.
  • Исследования, проведенные в восьми странах с высокими показателями смертности в Карибском бассейне и Африке, показали, что эффективные, качественные услуги по охране здоровья матерей и детей распространены гораздо меньше, чем можно предполагать исходя только из показателей доступа к услугам. Так, критерию «эффективности» в этих странах удовлетворяет лишь 28 процентов услуг по оказанию дородовой помощи, 26 процентов услуг по планированию семьи и 21 процент услуг по оказанию помощи больным детям.
  • Примерно 15 процентов расходов больниц в странах с высоким уровнем доходов вызвано ошибками, допущенными при оказании помощи, либо инфицированием пациентов во время госпитализации.

Три организации описывают шаги, которые необходимо срочно предпринять правительствам, службам и работникам здравоохранения в сотрудничестве с гражданами и пациентами для повышения качества медико-санитарной помощи. Ведущая роль здесь принадлежит правительствам, которые должны вырабатывать четкую национальную политику и стратегии обеспечения качества услуг здравоохранения. Системы здравоохранения должны быть ориентированы на профессиональное оказание помощи и повышение удовлетворенности пользователей для формирования доверия к системе. Граждане должны иметь права, возможности и информацию для активного участия в принятии решений, касающихся здравоохранения, а также в разработке новых моделей оказания помощи в соответствии с потребностями местного населения. Работники здравоохранения должны относиться к пациентам как к партнерам и взять на себя обязательство распространять и использовать данные, демонстрирующие эффективность и безопасность медико-санитарной помощи.