Новые соглашения о деменции, иммунизации, здоровье беженцев и мигрантов, медицинской продукции и наркотиков
Деменция
Сегодня делегаты Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрили глобальный план действий сектора общественного здравоохранения по реагированию на деменцию на 2017–2025 гг. и обязались разработать широкомасштабные национальные стратегии и планы их осуществления. Цель глобального плана состоит в том, чтобы улучшить жизнь людей с деменцией, их семей и ухаживающих за ними лиц, сократив при этом последствия деменции для сообществ и стран. Направления деятельности включают в себя: сокращение риска деменции; диагностику, лечение и уход; исследования и инновационные технологии; и создание условий для оказания поддержки осуществляющим уход лицам.
Делегаты призвали Секретариат ВОЗ обеспечивать государствам-членам техническую поддержку, инструменты и руководящие указания при разработке ими национальных и субнациональных планов, а также разработать глобальную программу исследований в отношении деменции. Делегаты отметили важность Глобальной обсерватории ВОЗ как системы мониторинга хода работы как внутри стран, так и на глобальном уровне.
Делегаты подчеркнули необходимость интегрировать медицинский и социальный подходы и согласовать меры по борьбе с деменцией с мерами в отношении других аспектов психического здоровья, а также неинфекционных заболеваний и старения. Они также подчеркнули важность уважения прав людей с деменцией, как при разработке планов, так и в ходе их осуществления.
Во всем мире насчитывается примерно 47 миллионов человек с деменцией, а количество новых случаев составляет 9,9 миллионов ежегодно. Порядка 60% людей с деменцией проживают в странах с низким и средним уровнем доходов.
Иммунизация
Делегаты согласились укрепить иммунизацию для достижения целей Глобального плана действий в отношении вакцин (ГПДВ). Ассамблея здравоохранения приняла ГПДВ в 2012 г., взяв на себя обязательство обеспечить, чтобы к 2020 г. ни один человек не был лишен возможности пройти жизненно важную иммунизацию. Вместе с тем поставленные в плане задачи выполняются недостаточными темпами. Прошла уже половина десятилетия, на которое рассчитан план, а 19 миллионов детей до сих пор не имеют возможности проходить базовую иммунизацию.
Сегодняшняя резолюция содержит настоятельный призыв к государствам-членам укрепить руководство и эффективное управление национальными программами иммунизации. Она также призывает их укрепить системы мониторинга и эпидназдора для обеспечения того, чтобы при принятии политических и программных решений использовались актуальные данные, позволяющие достигать оптимальных результатов и воздействия. Странам настоятельно рекомендуется обеспечивать оказание услуг по иммунизации не только во младенчестве; привлекать финансирование из внутренних источников; и укреплять международное сотрудничество для достижения целей ГПДВ.
В резолюции Секретариату предлагается продолжить оказание странам поддержки в достижении региональных и глобальных целей в области вакцинации. В ней рекомендуется расширить масштабы информационно-разъяснительной работы для углубления понимания ценности вакцин и неотложной необходимости достижения целей ГПДВ. В 2020 и 2022 гг. Секретариат представит доклады о достижении намеченных на 2020 г. целей и показателей.
Согласно оценкам, каждый год благодаря иммунизации предотвращается от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. Расширение глобального охвата иммунизацией позволило бы предотвратить еще 1,5 миллиона случаев смерти.
Здоровье беженцев и мигрантов
Делегаты просили Генерального директора предоставлять странам рекомендации в целях укрепления здоровья беженцев и мигрантов; и вести сбор фактических данных, способствующих разработке проекта глобального плана действий, который планируется рассмотреть на Семьдесят второй сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2019 году. Они также рекомендовали государствам-членам использовать разработанную ВОЗ систему приоритетов и руководящих принципов, способствующих укреплению здоровья беженцев и мигрантов, в сотрудничестве с МОМ и УВКБ, с тем чтобы она служила информационной основой для проведения обсуждений между государствами-членами и партнерами, участвующими в разработке глобального договора ООН о беженцах и глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и законной миграции.
В мире насчитывается примерно 1 миллиард мигрантов — это одна седьмая часть населения планеты. Столь быстро растущая динамика перемещения населения имеет существенные последствия для общественного здоровья и требует соответствующих мер реагирования со стороны сектора здравоохранения. Существуют международные правозащитные стандарты и конвенции, предназначенные для защиты прав мигрантов и беженцев, включая их право на здоровье. Однако многие беженцы и мигранты нередко лишены доступа к медико-санитарным услугам и мерам финансовой защиты в отношении расходов на медицинские нужды.
Вновь прибывшие беженцы и мигранты могут сталкиваться с такими проблемами со здоровьем, как гипотермия, ожоги, сердечно-сосудистые нарушения, осложнения в связи с беременностью и родами. Женщины и девочки нередко сталкиваются со специфическими проблемами, в частности затрагивающими здоровье матерей, новорожденных и детей, сексуальное и репродуктивное здоровье, а также с проблемой насилия. Детям угрожают острые инфекции, в частности респираторные инфекции и диарея, вызываемые характерными для миграции и вынужденного перемещения неудовлетворительными условиями проживания и различными лишениями. Отсутствие гигиены может приводить к возникновению кожных инфекций.
Кроме того, беженцам и мигрантам угрожает риск психосоциальных расстройств, злоупотребления наркотиками, нарушений питания и алкоголизма, а также опасность стать жертвой насилия. Помимо этого, лица с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) могут страдать от нерегулярного оказания им помощи по причине либо отсутствия доступа к системам и учреждениям здравоохранения, либо нарушений в работе таких систем.
Недоброкачественная и фальсифицированная медицинская продукция
«Недоброкачественная» медицинская продукция (также называемая «некондиционной») — это продукция, которая разрешена национальными органами регулирования, но не соответствует национальным или международным стандартам качества или техническим условиям, либо ни тому, ни другому. «Фальсифицированная» медицинская продукция сопровождается заведомо ложной информацией о ее характере, составе или происхождении.
Ассамблея согласовала также определение «незарегистрированной или нелицензированной медицинской продукции». Такая продукция не прошла процедуру оценки или утверждения со стороны соответствующего национального или регионального органа регулирования для рынка, на котором эта продукция реализуется, распределяется или используется.
Новая терминология призвана сформировать общее понимание того, что подразумевается под недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукцией, и способствовать более тщательному и точному сравнению и анализу данных. Она ориентирована исключительно на последствия недоброкачественной и фальсифицированной продукции для общественного здравоохранения и не отражает вопросов защиты прав интеллектуальной собственности.
Недоброкачественная и фальсифицированная медицинская продукция может наносить вред пациентам и не лечить болезни, для которых она предназначена. Она ведет к утрате доверия к лекарственным средствам, поставщикам медицинских услуг и системам здравоохранения, и данная проблема актуальна для каждого региона мира. В число наиболее часто выявляемой недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции входят антималярийные препараты и антибиотики, однако опасность подделки или некачественного изготовления угрожает всем типам лекарств. Такую продукцию можно обнаружить на нелегальных уличных рынках, неподконтрольных органам регулирования веб-сайтах, а также в аптеках, клиниках и больницах.
Делегаты согласились принять новое название «недоброкачественная и фальсифицированная» медицинская продукция (НФ) для обозначения медицинской продукции, которая ранее называлась «некондиционная/ поддельная/ ложно маркированная/ фальсифицированная/ контрафактная» (НПЛФК).
Мировая проблема наркотиков и общественное здравоохранение
Делегаты согласились с необходимостью активизировать усилия по оказанию помощи государствам-членам в решении мировой проблемы наркотиков. Они просили Секретариат укрепить свое сотрудничество с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Международным комитетом по контролю над наркотиками для выполнения связанных со здравоохранением рекомендаций итогового документа Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ССГАООН) 2016 г. о мировой проблеме наркотиков.
Прошло 26 лет с тех пор, как Ассамблея здравоохранения приняла решение в отношении данной темы. Секретариату предложено представить доклады о ходе работы в 2018, 2020 и 2022 годах.
Согласно данным последних оценок ВОЗ, употребление психоактивных веществ является причиной более чем 450 000 случаев смерти в год. На долю нарушений здоровья, вызванных употреблением наркотиков, приходится примерно 1,5% глобального бремени болезней. Кроме того, на долю потребителей инъекционных наркотиков приходится примерно 30% новых случаев ВИЧ-инфекции за пределами стран Африки к югу от Сахары, что является значительным фактором развития эпидемий гепатита В и С во всех регионах.