Ассамблея приняла решения, касающиеся полиомиелита, пандемического гриппа и кадровых ресурсов здравоохранения
Сегодня Всемирная ассамблея здравоохранения приняла решения, касающиеся полиомиелита, Механизма обеспечения готовности к пандемическому гриппу и кадровых ресурсов здравоохранения.
Полиомиелит
Делегаты высоко оценили предпринимаемые в настоящее время усилия по прекращению передачи полиомиелита в последних трех эндемичных по этой болезни странах — Афганистане, Нигерии и Пакистане. Они выразили обеспокоенность в связи с сохраняющимся дефицитом инактивированных вакцин против полиомиелита и отметили срочную необходимость в изоляции полиовирусов в безопасных учреждениях, уничтожении ненужных материалов, а также в надлежащей изоляции ресурсов, которые могут использоваться для научных исследований или других целей. Эти вопросы приобрели особое значение после ликвидации дикого полиовируса типа 2 в 2015 г.
Глобальная инициатива по ликвидации полиомиелита (ГИЛП) начала свою работу в 1988 г. после принятия резолюции о ликвидации полиомиелита во всем мире на Сорок первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. С тех пор число случаев заболевания полиомиелитом сократилось более чем на 99,9%. Кроме того, эта инициатива позволила укрепить потенциал стран для решения других вопросов здравоохранения, например, посредством более качественного эпиднадзора за болезнями; укрепления систем иммунизации и здравоохранения; раннего предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и вспышки.
Делегаты рассмотрели также трудности, связанные с сокращением глобальных мер реагирования на полиомиелит по приближении к его искоренению, признавая, что важно разработать стратегию, которая определила бы критически важные функции, необходимые для поддержания статуса мира, свободного от полиомиелита, а также глобальные структуры и финансовые требования в поддержку таких функций. В настоящее время ведется разработка стратегии сертификации на период после ликвидации полиомиелита, которая будет представлена Исполнительному комитету и Всемирной ассамблее здравоохранения в следующем году.
Делегаты приветствовали усилия по планированию деятельности в мире после искоренения полиомиелита, в том числе общеорганизационную работу ВОЗ по выявлению основных программных, финансовых и кадровых ресурсов, а также организационных рисков, связанных с окончательным сворачиванием глобальных усилий по искоренению полиомиелита. Они предложили Генеральному директору рассматривать планирование переходного периода в отношении полиомиелита как неотложный приоритет Организации и подчеркнули необходимость обеспечить, чтобы потребности переходного периода в отношении полиомиелита в полной мере учитывались при подготовке следующего бюджетного и планового цикла ВОЗ.
Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу
Делегаты вновь подтвердили критически важную роль, которую играет Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу (ГПГ) в качестве специализированного международного инструмента, способствующего быстрому доступу к вирусам гриппа, обладающим пандемическим потенциалом для человека, анализу риска и быстрому, справедливому и равноправному обмену вакцинами и другими преимуществами;
Они подчеркнули важность определения приоритетов и оказания поддержки для обеспечения готовности к глобальному пандемическому гриппу, а также мер реагирования на него, в том числе за счет укрепления национального эпиднадзора за вирусами гриппа и расширения производственного потенциала и потенциала в области регулирования, международной координации и сотрудничества с помощью Глобальной системы ВОЗ по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер (ГСЭГО) для быстрой идентификации вирусов гриппа с пандемическим потенциалом и обмена ими.
Ассамблея здравоохранения согласилась с тем, что Секретариату ВОЗ следует в консультациях с государствами-членами и соответствующими заинтересованными сторонами, включая ГСЭГО, провести всесторонний анализ последствий внесения изменений в определение биологических материалов для ГПГ в целях включения в него данных о генетических последовательностях, а также расширения Механизма ГПГ, с тем чтобы он охватывал в том числе сезонный грипп. Далее делегаты согласились с тем, что Механизм ГПГ обладает потенциалом для того, чтобы его модель могла быть применена к другим патогенам.
Механизм ГПГ был создан в 2011 г., чтобы обеспечить большее равноправие и солидарность между странами при наступлении следующей пандемии. Механизм ГПГ предоставляет ВОЗ доступ в режиме реального времени приблизительно к 10% мирового производства вакцин, давая Организации возможность направлять спасающие жизнь дозы в нуждающиеся развивающиеся страны.
Кадровые ресурсы здравоохранения
Ассамблея здравоохранения согласилась с пятилетним планом действий, в рамках которого ВОЗ будет сотрудничать с Международной организацией труда (МОТ) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), осуществляя взаимодействие с правительствами и ключевыми заинтересованными сторонами для преодоления дефицита кадровых ресурсов здравоохранения и социального обеспечения, и вносить вклад в международные усилия по достижению Целей в области устойчивого развития.
Этот план призывает страны рассматривать развитие кадровых ресурсов здравоохранения и социального обеспечения как инвестиции, а не как расходы, и использовать экономические преимущества, которые приносит рост в секторах здравоохранения и социального обеспечения. План предусматривает, каким образом ВОЗ, ОЭСР и МОТ будут осуществлять межсекторальную деятельность в пяти направлениях: активизация политической поддержки; повышение качества данных и фактических материалов; преобразование и расширение образования, развития навыков и обеспечение достойных рабочих мест для работников здравоохранения и социального обеспечения; наращивание ресурсов для развития кадров здравоохранения и социального обеспечения; максимальное увеличение разнообразных преимуществ, связанных с международной мобильностью работников здравоохранения.
Кроме того, большое внимание в плане уделяется максимальному расширению экономических прав и возможностей женщин и их участия. В нем рассматриваются вопросы гигиены и безопасности труда, защиты и безопасности работников здравоохранения и социального обеспечения в любых ситуациях. Помимо этого, он охватывает реформу моделей обслуживания, направленную на эффективное оказание медицинской помощи, особенно в районах, недостаточно охваченных обслуживанием.
План действий поддерживает Глобальную стратегию ВОЗ для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030 г. Он будет способствовать осуществлению рекомендаций Комиссии высокого уровня Организации Объединенных Наций по вопросам занятости в области здравоохранения и экономического роста, которая пришла к выводу о том, что с учетом роста и изменения состава населения к 2030 г. глобальный спрос на работников здравоохранения увеличится вдвое.